Страх — дело наживное!

.

Животное естество, которое есть в каждом человеке, несет в себе совокупный опыт миллионов поколений наших предков в виде безусловных рефлексов. А так как жизнь наших мохнатых предков была тяжела и коротка, то они вынуждены были быть постоянно настороже, чтобы не сыграть в длинный ящик еще быстрее, чем статистическое большинство.

strah
Поэтому у каждого ребенка, как только он появляется на свет и открывает глаза, есть параноя, то есть базовое недоверие к тому миру, в котором где–то совсем рядом бегают милые киски, которые вместо зубов отрастили сабли. И он прекрасно «знает», что его жизнь без защиты родителей — свечка на сильном ветру.
Поэтому он делает все для того, чтобы быть как можно ближе к матери: ведь только она дает тепло, защиту и питание. Если же мама по той или иной причине не дает или не способна обеспечить ему эту защиту, то ребенок понимает, что он остается один на один с враждебным окружением. И эти страхи оживают и начинают определять его реакции.
Также важно то, что у ребенка есть базовый страх перед темнотой. Эволюционно на бессознательном уровне у всех людей закрепилось, что темнота несет с собой опасность. Ночью, когда обзор ограничен, к тебе может подкрасться хищник. И чем меньше ты находишься в темноте, тем лучше.
Как–то я (папа) лечил одну женщину, которая воспитывалась сильно — пьющими родителями. В детстве она боялась темноты. Но родители этой девочки вместо того, чтобы успокоить ее и показать, что ей нечего бояться, что она защищена, наоборот, ставили ее перед темным окном и смеялись над охватывающим ее страхом. Немудрено, что у нее сейчас диагностируется тревожно — мнительный характер.
Когда тебе было 5–6 лет мы заметили, что ты боишься оставаться один в комнате и тем более в темной. Возможно, что ты насмотрелся мультиков и эти впечатления перенеслись на реальный мир. Но когда мы увидели это, то объяснили тебе, что если при свете в комнате нет никого, то после выключения света там никто не может появиться.
Папа завел тебя в комнату с включенным светом, показал тебе, что в комнате никого нет и ты, поглядев во все стороны, согласился с этим. Затем он на несколько секунд выключил свет и сказал, что хоть свет и выключен, никого в комнате нет. И когда папа включил свет, ты убедился, что он прав. Затем он еще раз выключил свет немного на большее время и опять сказал, что никого в комнате нет. А когда он включил свет, ты убедился, что и на этот раз он прав. Затем папа проводил эту работу с тобой еще несколько дней подряд, все больше удлиняя срок выключения света. И твои страхи прошли!
Часто детям говорят: «Бойся взрослых!» И это совершенно правильно — ребенок мал и слаб и не может себя защитить себя в случае необходимости от действий агрессивных взрослых людей. Но эта программа может остаться в человеке активной вплоть до взрослого состояния. И здорово портить ему жизнь! Он, живя во взрослом мире и общаясь со взрослыми людьми, будет их не осознаваемо бояться. И чтобы уйти от этого неприятного состояния, он будет всяческими способами изолироваться от общества.
То, что это действительно так, подтверждает одно наше наблюдение. Однажды, когда я (папа) пришел с работы, ты уже сидел за столом и ужинал. И я заметил, что у тебя какой–то странный взгляд — как бы отрешенный, направленный внутрь себя. Естественно, я очень испугался, так как такой взгляд я частенько вижу у больных шизофренией. Оказалось, что ты засунул в рот помидор и исследовал для себя эти новые ощущения. То есть твоя погруженность в мир ощущений привела к появлению такого взгляда. Но у тебя, слава Богу, это было результатом исследовательского поведения. И ты, изучив эти ощущения, легко «вынырнул на поверхность».
А вот у шизофреников такой взгляд связан с болезненным погружением во внутренний, виртуальный мир. Например, ряд пациентов, которых я лечил от шизофрении, «ушли» в болезнь, как в монастырь — после неприятностей со сверстниками в классе или во дворе, которые их дразнили и избивали. И для того, чтобы избавиться от этого, они порывают все или большинство связей с внешним миром и начинают жить там, укрывшись от ветра действительности.
Развитие психики может сильно деформироваться также и от сильного испуга. Например, если ребенка чуть не сбила машина при переходе улицы, то страх перед машинами останется у него на долгое время (если не навсегда) и будет влиять на все выборы, которые он будет делать в своей жизни. И из–за этого психика человека сформируется несколько иначе, чем если бы этого испуга не было.
Например, если для того, чтобы пойти в музыкальную школу, надо будет переходить улицу, то ребенок сделает все, чтобы эту страшную процедуру не выполнять. Таким образом, страх перед машинами лишит его музыкального образования. И это, наверное, самое безобидное последствие перенесенного когда–то страха. Чаще всего неприятности бывают намного серьезнее.
Кстати, именно благодаря этому механизму у детей появляются страхи после просмотра или прослушивания страшных сказок. У них настолько яркое воображение, восприимчивость к информации настолько велика, что любые страшные события (будь они реальными или же только воображаемыми) вызывают соответствующую реакцию части «Я», ответственной за самосохранение.
Поэтому их надо оберегать от бесконтрольного просмотра мультфильмов. По этой же причине мы считаем, что до подросткового возраста дети НЕ ДОЛЖНЫ присутствовать на похоронах! Пусть даже это похороны самых близких родственников.
Страх смерти у многих людей может быть связан с ритуалом похорон. Когда ребенок видит, как взрослые плачут и горюют, он, естественно, начинает считать, что с тем, кто лежит в гробу, произошло что–то страшное. А значит, этого надо в будущем бояться.
Но должны тебе, сынок, сказать, что такое воспитание имеет некоторое рациональное зерно. Когда родители стращают своих детей чем–либо, они внедряют в них экзистенциальный страх (страх перед жизнью). Родители не понимают — зачем это делают, но на самом деле они при этом как бы говорят: пусть ребенок будет больным, невротичным и совершенно не адаптированным в социуме. Но живым, а не мертвым! То есть общество, чуть ли не сознательно платит за общественное спокойствие неврозами и психозами своих членов, внедряя в детей те программы, которые мы описали в данной части книги!
Многие люди всю жизнь страдают от железных шипов подобного «воспитания». У каждого человека есть «задний двор», где чертополох перемешан с цветами. Никто не пережил идеального детства!
Все моральные проповеди, которые призывают людей вести более аскетический образ жизни, призывающие сдерживать или подавлять свои потребности, имеют очень важное обоснование: человек не может слепо следовать своему животному естеству, а должен, наоборот, управлять и пользоваться им во благо себе и обществу. Но из–за этого приходится держать себя в таких «ежовых» рукавицах, что от этого у человека могут появиться серьезные личные проблемы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.